Как убрать шум из аудио?

  • 10.02.2019
  • 3 416
  • 0
  • 50.00%
  • 2
  • 11.02.2019
Как убрать шум из аудио?

Вступление

Не так давно мне понадобилось убрать шум из звука. Ранее таким я не занимался, поэтому полез в интернет откапывать способ, как это можно сделать с наименьшими потерями. Через 10 минут поисков выяснилось, что все тропинки ведут к Adobe Audition.

После получаса экспериментов выяснил, как лучше всего удалить шум. Сейчас вам представляю достаточно подробную инструкцию, как это сделать. Постараюсь собрать всю найденную информацию воедино, обобщить и написать доступным языком. Сразу оговорюсь, что будет только инструкция, а не описание кучи фильтров к этому монстру (Audition). Инструкция по типу “Есть проблема – вот вам решение”. А Audition по сути Photoshop в мире аудио.

Допустим, вы записали звук на микрофон, фотоаппарат, телефон. Зачастую данные устройства особым качеством не отличаются (в плане записи звука). И всегда будет присутствовать шум – какая-то постоянная составляющая. А если еще и генератор дополнительных шумов присутствует (например, гул кулеров в компьютере)... Вот наша задача в том, чтобы отделить ее от речи или музыки.

Тут есть два варианта:

  • В аудио присутствует запись атмосферы помещения или улицы без полезного сигнала. Т.е. в наличии запись шума без примесей. Например, вы собираетесь записать игру на гитаре вашего друга на компьютерный микрофон. В квартире достаточно тихо, соседей нет, на улице тоже никто не шумит (хм, достаточно идеализированная ситуация, не правда ли), но гадостный компьютер, которому сто лет в обед, да к тому же не чищенный от пыли со дня своего рождения, предательски гремит кулерами на всю ивановскую. Ну тут два варианта: записать изначально секунд 10-20 до того, как друг начнет играть и столько же после окончания. В этом случае у вас будет явно выраженный шум, который впоследствии можно будет отделить. Кстати, профессиональные журналисты по возможности так и делают. И второй вариант – почистить компьютер. Причем второй явно предпочтительнее.
  • В аудио нет отдельной записи шума. Т.е. ваш друг начал играть сразу же после начала записи, а после окончания вы мгновенно вырубили микрофон. Вот это наихудший вариант. Дело в том, что шум представляет совокупность определенных частот. Если есть чистый шум, то можно с уверенностью сказать, что эти частоты – шум, мусор и их можно удалить со всей дорожки. Если же параллельно с шумом идет какой-то полезный сигнал, то выбранные частоты уже не будут исключительно мусором. И, когда вы будете удалять их на всем треке, то потеряется какая-то часть полезного сигнала. А точнее музыка и голос приобретут металлический оттенок. Поэтому такую запись лучше перезаписать. Можно также попытаться найти участок, где полезного сигнала будет минимум, поставить не такие агрессивные настройки при чистке шума и смириться с металлическим отзвуком. А можно просто записать образец шума в отдельный файл, если вы конечно не за 1000 км от этого места

Имеется небольшой оригинальный файл размером в 5 секунд с явно выраженным фоновым шумом. Запись делалась на диктофон смартфона. И этот шум генерируется именно телефоном и при небольшой громкости источника сигнала отчетливо слышен.

Откуда скачать программу, я вам говорить не буду. Думаю, вы и без меня догадаетесь. Напомню, что с официального сайта Adobe можно скачать trial-версию. Пользоваться ею можно в течении 30 дней без ограничений.

Пошаговая инструкция по удалению шума

  1. Открываем исходный файл (File – Open или Ctrl+O) и получаем примерно следующее окно:
  2. Находим участок файла с фоновыми шумами. Пользуемся блоком кнопок для промотки записи под графиком. Также можно использовать кнопки в правом нижнем углу для увеличения/уменьшения амплитуды сигнала, а также зуммирования блок управляющих кнопок.

    Пару раз попробовав, думаю, разберетесь.
  3. Выделяем найденный участок. Просто левой кнопкой мыши, не нажимая никаких лишних кнопок. Фоновый цвет графика инвертируется. Фон станет черным, а выделенный участок белым.
  4. Идем в меню сверху “Effects – Noise Reduction/Restoration – Noise Reduction (process)”. Появится окно следующего типа:
  5. Нажимаем Capture Noise Print для захвата области шума (1). На частотной диаграмме появятся красные, зеленые и желтые точки. Чтобы удаление шума применялось ко всему файлу, нажимаем Select Entire File (2). Перемещаем точки на синей кривой для изменения звука. С каждым изменением нажимайте кнопку проигрывания (5) внизу. Параметр Noise Reduction (4) советую не увеличивать больше 60-70 во избежание искажений. Если же вы в качестве шума приняли шум с примесями голоса, например, то не превышайте 20-30% (искажения наступят раньше). Параметр “Reduce by” можно оставить по умолчанию.

    Как только вы найдете лучшее качество звука, поигравшись в этом окне, нажимайте Apply (6).
  6. После применения фильтра пики на диаграмме станут немного сглаженными.
    До применения фильтра:

    После применения фильтра:
  7. Для сохранения файла “File – Save as”. Появится окно:
  8. Нажимаем Change напротив Sample Type:

    Здесь можно поставить значение “Sample Rate” побольше и в количестве каналов указать “Stereo”, а еще лучше “Same as source”.

    Нажимаем Change напротив Format Settings:

    В графе Type всегда указывайте Constant (постоянный битрейт). Дело в том, что при постоянном битрейте на каждую секунду аудио информации отводится определенное количество памяти независимо от типа информации. Допустим, 5 секунд одного трека содержат быстро изменяющийся голос оперного певца, а 5 секунд другого — постоянное монотонное гудение двигателя. Вопрос: в каком случае места для сохранения сигнала потребуется больше? Логично, что в первом. При переменном битрейте на вторые 5 секунд места будет потрачено меньше. Соответственно, получаем экономию места. При постоянном битрейте и там, и там будет потрачен один и тот же объем памяти (больший).

    Зачем тогда использовать постоянный битрейт? А затем, что участок, который можно кодировать в худшем качестве определяет программа и не всегда корректно. Да и места сжатые аудио файлы занимают не так много, чтобы был смысл экономить.

    В строке Bitrate выставляйте по максимуму: 320 kbps (44100 Hz).

    После всех проделанных изменений в настройках сохранения, нажимаем "ОК", и сохраняем файл.

Была ли эта статья Вам полезна?




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Напоминаем Вам, что Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки администратором сайта. Обычно это занимает 1-2 рабочих дня.